Вначале о самом главном.

В голой бетонной комнате без акустической обработки хорошего звука добиться НЕВОЗМОЖНО никакими ухищрениями! Все эти новомодные программы и процессоры «коррекции» акустики помещения есть развод на «дурака», т.к. умалчивают, что это только для одной точки прослушивания, это во первых, и во вторых — они жутко портят фазовую характеристику звука. О правильной сцене можно забыть. Комнатные резонансы никуда не исчезнут и будут портить вам жизнь, пока Вы их не устраните классическими методами. Никакой правильной расстановкой  качественного звука в необработанной комнате не добиться. И чем меньше комната, тем это сложнее. В помещении менее 20 метров и с потолками ниже 2.7 получение хорошего звука весьма проблематично. Физика…

Стерео-формат разработан в далекие 50-е годы прошлого века с целью получить, всего с помощью двух каналов, объемное звучание. Для получения качественного стерео-эффекта, и соответственно виртуальной «звуковой сцены» акустические системы в комнате нужно установить определенным образом, так, чтобы зона прослушивания находилась в вершине равностороннего треугольника. Точка самого лучшего эффекта располагается в зоне от 0.5 до 1.4 расстояния между акустикой (см. схему ниже).

В отличие от современных многоканальных систем, формат «стерео» для получения пространственного эффекта  требует соблюдения строгой симметрии установки АС в помещении, а построение «звуковой сцены» и особенно ее глубина и размер зависит целиком и полностью от акустической обработки фронтальной и боковых стен комнаты прослушивания, тут важно добиться оптимального соотношения отражение/поглощение, применяя различные акустические материалы и корректируя положение АС относительно фронтальной стены (ближе-дальше). И именно с акустики самой комнаты надо начинать. Следует уяснить, что в акустически неподготовленном помещении  получить качественный звук  невозможно. Независимо от стоимости техники.

Углубить и расширить звуковую сцену можно, применив дополнительные небольшие АС, направленные на фронтальную стену и установленные на фронтальных АС. Включение их производится противофазно. За счет отражения от стены создается эффект «глубины» сцены, правда за счет некоторого ее «размывания».

В любом случае важно добиться подавления ранних  отражений, именно они больше всего искажают звуковую картину.

Задняя стена должна   давать максимальное рассеяние звука. Получить  эффект»большого зала» в маленькой комнате можно исключительно с помощью акустической обработки, применяя диффузоры    Шредера и им подобные рассеиватели звуковой энергии. Другого способа не существует. И никакие ухищрения тут не помогут.

Очень важно то, как производилась запись, и какая информация заложена в ней. Качество фонограммы для получения объемной сцены играет большую, если не решающую роль.

Важный момент, о котором многие и не догадываются —  поскольку восприятие стереоэффекта достигается за счет фазовых сдвигов между каналами и определяется индивидуальной чувствительностью, то в результате кто-то «слышит» звуковую сцену» а кто-то нет…Медведь на ухо наступил…Тут уж ничего не поделать.

Расстояние между колонками в стерео может быть любым, при условии правильного расположения точки прослушивания, это целиком определяется размером помещения.(чем шире — тем дальше…)

Для лучшего звучания на ВЧ, колонки следует немного развернуть в сторону центра. Особенно касается АС с ленточными твитерами.

Наилучшее расположение в конкретной комнате сугубо индивидуально и зависит, как от акустических свойств конкретного помещения, так и от его заполненности мебелью. Конкретных рекомендаций давать сложно, все находится экспериментальным путем.

На схеме, разработанной институтом радиовещательного приема и акустики СССР еще в 70-е годы прошлого века, показано правильное расположение акустики и зоны стерео-эффекта. Зона 1 соответствует наилучшему эффекту, зона 2 — удовлетворительному. В точке «М» наблюдается наилучшая прорисовка сцены и музыкальных образов.

Следует заметить, показанная диаграмма не учитывает как формы помещения, так и расположения акустики в нем, и, в случае наличия с одной из сторон,например — проема, окна или стены — звуковая сцена смещается в сторону и это надо учитывать при расстановке.

Дополнение.

Расстановка акустики в домашнем кинотеатре — фронтальная пара , как указано выше, для стерео. Центральный канал — под или над экраном, строго по центру.Тыловая акустика — на линии сидящих зрителей по бокам или сзади на уровне 1.7-1.8 м от пола ( на 60-80 см выше голов ). Конкретное положение зависит от количества тыловых каналов и вида тыловой акустики — биполярная или обычная. Сабвуфер в любом удобном месте, но не в углу,  лучше его положение подобрать экспериментально, по равномерности передачи басового спектра. Вообще желательно применение пары сабвуферов в кинотеатре, один не способен создать равномерное звуковое поле в комнате. Для этого все современные ресиверы имеют два выхода на САБ, с независимой регулировкой.

По всем вопросам пишите  на нашу почту…
Отправить заявку:

  

X