Работая в области аудиотехники много лет приходишь к мысли, что очень мизерная часть любителей музыки представляет себе, о чем вообще речь. Почти все уверены, что стоит купить «крутую» или не очень систему и дома можно наслаждаться музыкой. Оказывается, что не все так безоблачно и просто. Купить сейчас можно все, что угодно, на любой вкус и кошелек. Многие уверены, что самое лучшее есть самое дорогое, или знаменитое… увы, это обман.
Самая лучшая техника это именно та, которая нравится Вам. Вне зависимости от ее цены или шильдика на ней. Но и это далеко не все, чтобы эта техника «ожила» и подарила Вам часы музыкального наслаждения нужно что то еще. А именно специальная комната. Да, комната с акустической подготовкой. Влияние комнаты на звук очень велико и составляет до 80%, иногда и больше.
Самое интересное, что на малой громкости дефекты акустики помещения мало или почти незаметны. Но стоит увеличить громкость и помещение буквально «заводится», появляется гул и посторонние призвуки. Несведущие в сути вопроса говорят «гудит акустика» , хотя это как раз не так. Гудит помещение, просто акустика возбуждает в нем его собственные резонансы. Вот по этой причине во многих салонах лукавят и недоговаривают, предлагая неискушенному в технических тонкостях обывателю, полочную акустику вместо напольной для небольшой комнаты. Просто акустика малой мощности, какой и являются все полочные модели, неспособна «завести», раскачать помещение. Но и полноценного звучания получить не удастся. В итоге покупатель не получает того, к чему стремился изначально.
Проблема акустики комнаты проявляет себя или в отсутствии баса или его избытке, гудении. Смазанности и размытости басовых нот. Посторонних призвуках..Это самая частая беда, подстерегающая неопытного аудиофила. Здесь есть очень важный момент — чем меньше помещение, тем сложнее в нем добиться качественного звучания аппаратуры. Особенно в области низких частот. И дело тут не в технике, а в физике помещения, его собственных резонансах, акустических свойствах. Те искажения, которые вносит неподготовленная комната сводят на нет все преимущества любой ,самой качественной, техники.
И цена ее уже не имеет значения.
Комната работает как мощный эквалайзер, подчеркивая одни частоты и проваливая другие. Итоговая неравномерность АЧХ может достигать 60 Дб. На качестве это сказывается самым негативным образом.
Тут бесполезно менять усилители, колонки, провода, цапы….Не там копаем, как говорится.
К сожалению, большинство любителей музыки живет в малогабаритных квартирах и комнатами под 30-40 кв.метров похвастаться не может. А современные технологии монолитного строительства из бетона подлили свою бочку дегтя в качество жилья.
Решили одну проблему, создали другую. И ее необходимо решать.Поэтому нами и была для примера оборудована комната — чтобы показать, как добиться хорошего звучания в помещении размером 3.4х3.6 м с высотой потолка всего 225 см, справедливости ради добавим, что потолочное перекрытие тут деревянное и прозрачно для низких частот, что несомненно большой плюс. Стены оклеены обоями под камень. Пол — линолеум. Не самый лучший вариант на самом деле. Но нам хотелось чтобы помещение больше походило на обыкновенную среднюю комнату. Далее… Из мебели мы оставили только шкаф для хранения записей и подставку для аппаратуры. Ну конечно большой диван очень тут кстати — он представляет идеальную басовую ловушку. Но этого мало. По фронтальной стене в углах ставим дополнительные бас-ловушки, выполненные из базальтовой ваты на каркасе и обтянутые тканью. Между колонок тоже стоят пара акустических панелей, они работают и как бас-ловушки и могут быть использованы, при боковом расположении, для устранения ранних боковых отражений. В любом случае запомним правило — переглушить на низких частотах комнату невозможно. Чем больше, тем лучше. Окна закрыты плотными шторами…
Для устранения отражения от пола перед акустикой на полу стелим ковер, из натуральной шерсти.
Акустику ставим — строго симметрично не только в самой комнате но и относительно точки прослушивания — диван строго напротив. Соблюдено главное правило стерео — равносторонний треугольник. Акустику немного развернем к центру, точке прослушивания — этого требует направленность на высоких частотах.
Тип и размер акустики в данном случае имеет очень малое значение, важен сам принцип. Полочники можно ставить на полку, подставки, крепить на настенные кронштейны, роли это не играет, напольники просто на пол. Желательно не ставить близко к стенам, иначе мы теряем глубину виртуальной сцены и получаем вредные отражения от фронтальной стены. Именно по этой причине стену желательно завесить плотной шторой или поставить акустические панели. Тут дело вкуса.
В любом случае для правильного восприятия стерео-эффекта наличие строгой симметрии обязательно. См. статью на нашем сайте «расстановка акустики». Там подробно.
Пространство между акустикой желательно не занимать, именно по причине искажения виртуальной звуковой сцены. В нашем случае так и есть, технику мы поставили сбоку, если у Вас так не получается, то акустику придется выдвинуть примерно на пол-метра вперед.
И важный момент — разные виды акустики нуждаются в разных правилах установки. Закрытые АС можно ставить хоть вплотную к стене, правда это ухудшает стерео-эффект. Открытые АС обязательно отстоят от стены, желательно около метра. Дело тут в их тыловом излучении, которое отражаясь увеличивает объем и глубину звуковой сцены, правда несколько ее размывая. Акустические щиты или многозвенные панельные излучатели вообще самая капризная акустика касательно свойств помещения и их установки.
Закрытый ящик, ПАС, отчасти фазоинвертор — самые универсальные в плане расположения и не критичны к установке.
Для музыкальной комнаты есть и ограничения по применяемым отделочным материалам.
Пол — лучший вариант наборный паркет, паркетная доска, ламинат, линолеум. Худший выбор — керамическая плитка
Стены — лучший материал дерево, вагонка как отделка. Гипсокартон обязательно в два слоя с заполнением всех пустот базальтом. Отделка — рифленые матовые обои, ткань.
Лучшее помещение — это стены из бревен и деревянные перекрытия, в таких помещениях звучание поистине великолепно даже на очень недорогой аппаратуре.
Потолок — аналогично. Дерево лучше всего. Бетон — худший вариант.
Массивная плотная дверь и отсутствие больших остеклений, если есть, то закрываем шторами.
Мебель без звонких элементов, стекла и зеркал.
В заключение.
Главное в стереосистеме две вещи — сама акустика, т.к. именно она вносит наибольшие частотные и нелинейные искажения в звук, и собственно комната. И поэтому ее влияние необходимо свести к минимуму.
Усилитель вносит минимум искажений, тысячные доли процента, тут главное соответствие по мощности.
Качественная, несжатая, запись — вот и все слагаемые хорошего звучания. Как ни странно….А Вы думали?
И добавлю, на этой системе разница в качестве записи разных фонограмм просто очень заметна…Некоторые диски хочется выкинуть..А иные слушать не отрываясь.
Стоит заметить, что зона стерео-эффекта очень ограничена в пространстве и наслаждаться этим эффектом могут одновременно не более двух-трех человек. При выходе из зоны прослушивания эффект моментально исчезает. Правда не исчезает качество звука, если помещение хорошо задемпфировано.
Разговоры про правильные провода, подставки и т.п. оставим на совести тех, кто эти разговоры затевает. За мистикой — к знахарям.
Хорошего звука Вам и надеемся, Вы поняли суть.
На первом фото авторская акустика с ПАС в стадии доводки.
По возникшим вопросам звоните 8(906)730-72-70
В этой системе использованы:
- В качестве усиления ламповая радиола 1972 года выпуска Симфония 003 с родной акустикой
- Проигрыватель винила Арктур-006 1985 года без каких бы то либо доработок.
- Плеер Denon-1740 в качестве CD плеера, и катушечный магнитофон Санда МК012 выпуска 1996 года.
- Сетевой фильтр Xindak ХF-500, современный.