Выбор акустики для стерео.

Для начала о нескольких общих заблуждениях.

  1. Чем акустика дороже, тем она лучше.

Верно, но отчасти, до определенной цены качество растет, но далее это соотношение меняется в пользу роста только стоимости. Причина — эксклюзивная качественная отделка, примененные редкие и дорогие технологии (зачастую только с рекламной целью), небольшой объем производства.  Раскрученность и узнаваемость бренда…

Акустика за миллионы может звучать также, как и стоимостью 150-300 тыс. Разве что будет в разы мощнее, да и то не всегда. И одна тонкость — дорогая акустика почти всегда больших габаритов и поэтому лучше рисует сцену и дает больший «объем».

2. От усилителя зависит сильно качество звучания.

Опять не все так просто. Дело не в усилителе, как таковом, а в его согласовании с импедансом акустики, и тем, как он ее демпфирует. Важно и соответствие по мощности. Акустика должна быть как минимум равна усилителю по этому параметру. Но тут есть один нюанс. Сейчас не существует единого стандарта измерения мощности, и посему нечистые на руку производители указывают ее без указания методики измерений. И обычно приводят в описании пиковую на частоте 1000 Герц. Без учета искажений. Так можно и в попугаях измерить..Отсюда и сотни Ватт для маленьких колонок. Подайте на них честную мощность, а не липовую, и их порвет. Наибольший ток протекает в цепи сигнала именно на низких частотах. Поэтому честный производитель указывает мощность в диапазоне частот. Что и было раньше принято в СССР. А с принятием немецкого стандарта DIN 4500 стали вместо номинальной, при нормируемых искажениях, указывать максимальную (музыкальную) без учета их. Слушать на такой громкости невозможно, но ведь реклама! А сейчас повсеместно просто указывают допустимую мощность усилителя, что в общем правильно, но не отражает реальности.

С усилителями несколько иначе. Чтоб узнать истинную мощность, нужно просто его потребляемую (этот параметр указывают честно) разделить пополам, если усилитель двухканальный, и еще пополам, если это усилитель класса АВ — это КПД усилителя. Вот Вам максимальная честная мощность. От приведенной в описании она может отличаться и в десять раз.

Усилитель обязательно должен греться, это абсолютно нормально, в рабочем режиме до 30-40 градусов. Это обусловлено током  покоя выходного каскада усилителя мощности класса АВ. Однотактные класса А нагреваются  и до 55 градусов из-за большого тока покоя.

Исключение из правила  усилители класса D, это не цифровые усилители, как некоторые думают, а аналоговые, но с использованием широтно-импульсной модуляции. Их отличает почти 100% КПД, малый вес. Вот качество звука только…На заре своего появления , в 60-х годах, эти усилители использовали в мегафонах, где важна экономичность и мощность в ущерб качеству. Они практически не нагреваются и обладают завидной мощностью.

Разница в звучании разных усилителей с одной парой акустики объясняется не звуком «усилителя» а тем, что каждый усилитель по разному демпфирует акустику и обладает разным выходным сопротивлением, и соответственно по разному согласуется с конкретной акустикой. Тут ничего не поделать — усилитель нужно просто подбирать на слух. И подбирается именно усилитель к конкретной модели акустики и ни в коем случае не наоборот.

Отдельно следует упомянуть про однотактные усилители. Они действительно обладают большей прозрачностью и натуральностью передачи звука. И особенно применимы на джазе, камерном материале, вокале, так как обладают невысокой мощностью и требуют чувствительной акустики. И дело тут в отсутствии перехода через ноль. Ток через усилительный элемент однотактного усилителя течет постоянно. В двухтактном — поочередно, пол периода один элемент, пол периода другой. Вот этот переход и дает некоторую жесткость и резкость, впрочем, это замечают не все.

Однако подбор усилителя может потребоваться под конкретную пару акустики только в стерео. Для домашнего кинотеатра, где 80% информации человек получает зрительно и только 20% слухом, это совершенно не важно. Только одно правило необходимо соблюсти — правильно подобрать A|V ресивер по мощности. Все. Результат будет великолепным в 100% случаев.

Подбор «правильных проводов» вообще за гранью реальности и есть самое обыкновенное шарлатанство, не имеющее ничего общего ни с физикой ни с радиотехникой.

Провода берутся обыкновенные медные многожильные, сечение  на фронт 2.5 — 4 квадрата, на тылы 1.5 — 2 квадрата. Для стерео до 6 квадратов. Больше не имеет смысла. Применение серебра ничего не дает, кроме удорожания. Серебрение в радиотехнике применяется на частотах в мегагерцы и выше, а для звукового диапазона это совершенно лишнее.

3. Для небольшой комнаты нужна полочная акустика, а не напольная.

Полочная акустика всегда будет меньшей мощности аналогичной напольной, и соответственно способна раскачать меньший объем помещения. Звучать конечно она будет и неплохо, но глубины, драйва, объема звуковой сцены от полочников получить нельзя. Полочники — это мониторы ближнего поля, и всегда компромисс. И это объясняется чисто физическими законами. Акустика должна быть большого объема и, чем больше, тем натуральнее и естественнее она будет звучать. Ну и мощностью могут похвастаться только большие колонки. Маленьких и мощных не бывает.

Говоря о выборе, можно дать отправную точку — хорошая акустика для стандартной 20 метровой комнаты начинается с размера басового динамика 8 дюймов. 10 лучше. Ну и вес колонки тоже имеет решающий фактор. Безынерционный корпус, а это главная и самая дорогая часть акустики, легким быть не может.

Есть и исключение. Возможно применение пары полочников и в просторной комнате, но с поддержкой сабвуфера. Единственный момент, который необходимо учесть — сложность настройки трифоника.

4. Провода могут радикально улучшить звук.

Самый распространенный миф. Нельзя улучшить звук. Задача проводов только передать сигнал и все. И выбирать их нужно чисто по практическим соображениям.

Для акустических — сечение 2-4 квадрата при большом числе жил. Медь, луженая, посеребренная, это значения не имеет, вопреки заблуждениям. Важно омическое сопротивление провода в целом. Дело в том, что при сопротивлении акустики 4-8 ом и низком выходном сопротивлении усилителя, иногда отрицательном и доли ома влияют на передачу баса. А если быть точнее — оказывают самое прямое влияние на демпфирование акустики усилителем. Это проявляется в нечеткости, смазанности басовых нот, удара барабана.

Для межблочных — это распределенная емкость. Чем меньше, тем лучше. Направленность провода — еще один миф, прочно сидящий в головах незнакомых с физикой вообще.

Некоторое влияние на звук объяснимо тем, что у всей техники выходное сопротивление 47 кОм, и при таком сопротивлении даже небольшая емкость работает как частотный фильтр — но при больших длинах. На длине 1-2 метра влияния практически нет. У некоторых межблочных проводов экранировка землится только с одного конца, поэтому при изменении направления образуется земляная петля, изменяющая характер звучания. Важно — соединение экрана с землей должно быть у источника, а не наоборот, иначе Вы соберете все помехи и наводки.

К сведению: на студиях звукозаписи выходное/входное сопротивление компонентов 600 Ом, и длины линий десятки и сотни метров. И провода самые обыкновенные. И на качество студийных фонограмм пенять  не приходится. Вывод делайте сами…

5. Нужно подбирать к акустике с усилителем и источник.

Еще одна величайшая глупость вроде анекдота про ластик для первого класса. Источник должен быть просто качественным и соответствовать уровню всего остального. Для сильно сомневающихся приведу  такой факт: По Госту СССР в аппаратуре высшего класса допускалось, и неспроста, применение магнитофонных или электро-проигрывающих устройств классом ниже, а то и двумя классами. Делайте умные выводы…..

6. Плоская настенная акустика.

Желание иметь акустику плоскую как и плоский телевизор понятно, но…Физику никто не отменял, и как бы Вам ни хотелось компактной акустики — габаритная всегда переиграет малогабаритную на слух. Это закон. Попытки сделать маленькие колонки со звуком больших ведутся постоянно  — но тщетно. Некоторые успехи есть, но поддержка сабвуфера им все равно необходима. И главное — акустика должна отстоять от стены — тогда она рисует сцену и дает виртуальный «объем» . Плоская настенная акустика даже при поддержке сабвуфера этого дать не сможет. И годится только для подзвучки, на тылы, создания фонового звука. Не более. Качественная акустика  всегда будет иметь большие габариты и вес.

Заключение.

Если отбросить в сторону всякую мистику и суеверия, можно рекомендовать:

Акустику выбираем исходя, в первую очередь, из соответствия помещению — по ее мощности.

Усилитель выбирается по мощности равным или чуть менее, чем акустика. Запас мощности усилителя дело хорошее, но всегда есть опасность неосторожным поворотом ручки громкости «спалить» динамики.

Какой усилитель: транзисторный, ламповый — значения практически не имеет. Можно встретить удачный  транзисторный и плохой ламповый и наоборот. Дело не в том на чем выполнено усиление, а как оно реализовано.

Источник — читайте выше.

С точки зрения нашего опыта наиболее результативное решение — это гибридные усилители. С предварительным усилением на лампе и оконечным на транзисторах. Эта технология сочетает в себе плюсы обеих.

После стоит определиться с бюджетом, который Вы готовы потратить на систему. Существует определенный нижний предел, с которого начинается прилично звучащая техника, годящаяся не только для пьяной вечеринки, но и чтобы получать от музыки удовольствие.

И самое главное — акустику перед покупкой, особенно для джазовой, камерной музыки, классики, необходимо обязательно прослушивать, и в составе системы, которую Вы собираетесь купить. В нашем салоне для этого есть все условия. Записывайтесь на прослушивание, будем рады помочь с выбором.

Самый каверзный вопрос — о стоимости. Чудес не бывает, дешево сделать хорошую и мощную акустику невозможно. Для стандартной комнаты, 20-25 кв.метров можно считать отправной точкой 45-60 тыс.руб. за напольную пару. И это нижний предел.

Не стоит забывать и о правильной расстановке акустики для прослушивания стерео. На нашем сайте есть отдельная статья на эту тему.

Непростая тема — это акустика помещения, где устанавливается стерео система. Влияние этого фактора многие недооценивают, а напрасно. Гораздо полезнее сделать несколько бас-ловушек и установить на стены поглощающие панели, чем бесконечно менять компоненты и провода. Эффект от акустической коррекции помещения на порядок больше.

Собирая стерео систему с акустики комнаты надо начинать.

И последнее.

Если у вас нет возможности лично посетить  салон для прослушивания и вы сомневаетесь в верности своего выбора — мы предлагаем новую услугу, она совершенно бесплатна. Мы по вашей просьбе  проводим прослушивание у себя в салоне интересующих вас изделий на разном тестовом материале. И предоставляем вам полный отчет о нем. Чтобы вы могли окончательно убедиться в качестве выбранной техники.
Кроме того, по вашей просьбе мы запишем на диск подборку использованных нами  тестовых материалов , чтобы вы у себя дома, купив выбранную аппаратуру, смогли повторить наш тест и сравнить свои впечатления с нашими выводами.
Сделать заявку можно отправив письмо на нашу почту…
Отправить заявку:

  

X