Выбор акустики для стерео.

Вводная информация. Акустика излучает звук по физическим законам. Строится акустика должна по физическим законам.

Азы физики -это во первых — большой корпус. Во вторых — большие динамики, а это широкий корпус. Все новомодные «узкие» колонки есть дизайнерские попытки «втиснуть» законы физики в дизайн в ущерб качеству.

Мензурки и столбики в принципе ЗВУЧАТЬ хорошо не могут. Вам дизайн или звук? Что важнее? И выбирать из многообразия тонких колонок звучащую модель это равносильно попытке искать живого в морге… Всякие обсуждения и форумы тут не имеют никакого смысла. Приходите в наш салон — продемонстрируем вживую и наглядно.

Для начала о нескольких общих заблуждениях.

  1. Чем акустика дороже, тем она лучше.

Верно, но отчасти, до определенной цены качество растет, но далее это соотношение меняется в пользу роста только стоимости. Причина — эксклюзивная качественная отделка, примененные редкие и дорогие технологии (зачастую только с рекламной целью), небольшой объем производства.  Раскрученность и узнаваемость бренда…

Акустика за миллионы может звучать также, как и стоимостью 150-300 тыс. Разве что будет в разы мощнее, да и то не всегда. И одна тонкость — дорогая акустика почти всегда больших габаритов и поэтому лучше рисует сцену и дает больший «объем». Звучит приятнее…Опять — дело только в физике.

2. От усилителя зависит сильно качество звучания.

Опять не все так просто. Дело не в усилителе, как таковом, а в его согласовании с импедансом акустики, и тем, как он ее демпфирует. Важно и соответствие по мощности. Акустика должна быть как минимум равна усилителю по этому параметру. Но тут есть один нюанс. Сейчас не существует единого стандарта измерения мощности, и посему нечистые на руку производители указывают ее без указания методики измерений. И обычно приводят в описании пиковую на частоте 1000 Герц. Без учета искажений. Так можно и в попугаях измерить..Отсюда и сотни Ватт для маленьких колонок. Подайте на них честную мощность, а не липовую, и их порвет. Наибольший ток протекает в цепи сигнала именно на низких частотах. Поэтому честный производитель указывает мощность в диапазоне частот. Что и было раньше принято в СССР. А с принятием немецкого стандарта DIN 4500 стали вместо номинальной, при нормируемых искажениях, указывать максимальную (музыкальную) без учета их. Пример -Рижские колонки 35-АС стали именоваться S-90. Поменялся ГОСТ, не мощность… А сейчас повсеместно просто указывают допустимую мощность усилителя, что в общем правильно, но не отражает реальности.

С усилителями несколько иначе. Чтоб узнать истинную мощность, нужно просто его потребляемую (этот параметр указывают честно) разделить пополам, если усилитель двухканальный, и еще пополам, если это усилитель класса АВ — это КПД усилителя. Вот Вам максимальная честная мощность. От приведенной в описании она может отличаться и в десять раз.

Обращайте внимание на вес усилителя — легкий по определению мощным быть не может. Кроме D класса. Тяжелый усилитель это мощный блок питания и значит есть запас по току.

Усилитель обязательно должен греться, это абсолютно нормально, в рабочем режиме до 30-40 градусов. Это обусловлено током  покоя выходного каскада усилителя мощности класса АВ. Однотактные класса А нагреваются  и до 55 градусов из-за большого тока покоя.

Исключение из правила  усилители класса D, это не цифровые усилители, как некоторые думают, а аналоговые, но с использованием широтно-импульсной модуляции. Их отличает почти 100% КПД, малый вес. Вот качество звука только…На заре своего появления , в 60-х годах, эти усилители использовали в мегафонах, где важна экономичность и мощность в ущерб качеству. Они практически не нагреваются и обладают завидной мощностью. Сейчас повсеместно используются в сабвуферах. И в массовой технике начального уровня. Опять же из-за фактора экономичности…

Разница в звучании разных усилителей с одной парой акустики объясняется не звуком «усилителя» а тем, что каждый усилитель по разному демпфирует акустику и обладает разным выходным сопротивлением, и соответственно по разному согласуется с конкретной акустикой. Тут ничего не поделать — усилитель нужно просто подбирать на слух. И подбирается именно усилитель к конкретной модели акустики и ни в коем случае не наоборот. Но этот нюанс для самых придирчивых. Достаточно соответствия по мощности и импедансу.

Отдельно следует упомянуть про однотактные усилители. Они действительно обладают большей прозрачностью и натуральностью передачи звука. И особенно применимы на джазе, камерном материале, вокале, так как обладают невысокой мощностью и требуют чувствительной акустики. И дело тут в отсутствии перехода через ноль. Ток через усилительный элемент однотактного усилителя течет постоянно. В двухтактном — поочередно, пол периода один элемент, пол периода другой. Вот этот переход и дает некоторую жесткость и резкость, впрочем, это замечают не все.

Однако подбор усилителя может потребоваться под конкретную пару акустики только в стерео. Для домашнего кинотеатра, где 80% информации человек получает зрительно и только 20% слухом, это совершенно не важно. Только одно правило необходимо соблюсти — правильно подобрать A|V ресивер по мощности. Все. Результат будет великолепным в 100% случаев.

Подбор «правильных проводов» вообще за гранью реальности и есть самое обыкновенное шарлатанство, не имеющее ничего общего ни с физикой ни с радиотехникой.

Провода берутся обыкновенные медные многожильные, сечение  на фронт 2.5 — 4 квадрата, на тылы 1.5 — 2 квадрата. Для стерео до 6 квадратов. Больше не имеет смысла. Применение серебра ничего не дает, кроме удорожания. Серебрение в радиотехнике применяется на частотах в мегагерцы и выше, а для звукового диапазона это совершенно лишнее. Можно добавить для неверующих — повсеместное применение золочения разъемов имеет место чисто для красоты, оно не тускнеет как серебро, хоть у серебра проводимость больше золота…Все промышленные приборы имеют посеребряные разъемы. Поголовно.

3. Для небольшой комнаты нужна полочная акустика, а не напольная.

Полочная акустика всегда будет меньшей мощности аналогичной напольной, и соответственно способна раскачать меньший объем помещения. Звучать конечно она будет и неплохо, но глубины, драйва, объема звуковой сцены от полочников получить нельзя. Полочники — это мониторы ближнего поля, и всегда компромисс. И это объясняется чисто физическими законами. Акустика должна быть большого объема и, чем больше, тем натуральнее и естественнее она будет звучать. Ну и мощностью могут похвастаться только большие колонки. Маленьких и мощных не бывает.

Говоря о выборе, можно дать отправную точку — хорошая акустика для стандартной 20 метровой комнаты начинается с размера басового динамика 8 дюймов. 10 лучше. Ну и вес колонки тоже имеет решающий фактор. Безынерционный корпус, а это главная и самая дорогая часть акустики, легким быть не может.

Есть и исключение. Возможно применение пары полочников и в просторной комнате, но с поддержкой сабвуфера. Единственный момент, который необходимо учесть — сложность настройки трифоника.

4. Провода могут радикально улучшить звук.

Самый распространенный миф. Нельзя улучшить звук. Задача проводов только передать сигнал и все. И выбирать их нужно чисто по практическим соображениям. Всякий бред  на «форумах» — вне обсуждения и за гранью реальности…

Для акустических — сечение 2-4 квадрата при большом числе жил. Медь, луженая, посеребренная, это значения не имеет, вопреки заблуждениям. Важно омическое сопротивление провода в целом. Дело в том, что при сопротивлении акустики 4-8 ом и низком выходном сопротивлении усилителя, иногда отрицательном и доли ома влияют на передачу баса. А если быть точнее — оказывают самое прямое влияние на демпфирование акустики усилителем.

Для межблочных — это распределенная емкость. Чем меньше, тем лучше. Направленность провода — еще один миф, прочно сидящий в головах незнакомых с физикой вообще.

Некоторое влияние на звук объяснимо тем, что у всей техники выходное сопротивление 47 кОм, и при таком сопротивлении даже небольшая емкость работает как частотный фильтр — но при больших длинах. На длине 1-2 метра влияния практически нет. У некоторых межблочных проводов экранировка землится только с одного конца, поэтому при изменении направления образуется земляная петля, изменяющая характер звучания. Важно — соединение экрана с землей должно быть у источника, а не наоборот, иначе Вы соберете все помехи и наводки.

К сведению: на студиях звукозаписи выходное/входное сопротивление компонентов 600 Ом, и длины линий десятки и сотни метров. И провода самые обыкновенные. И на качество студийных фонограмм пенять  не приходится. Вывод делайте сами…

5. Нужно подбирать к акустике с усилителем и источник.

Еще одна величайшая глупость вроде анекдота про ластик для первого класса. Источник должен быть просто качественным и соответствовать уровню всего остального. Для сильно сомневающихся приведу  такой факт: По Госту СССР в аппаратуре высшего класса допускалось, и неспроста, применение магнитофонных или электро-проигрывающих устройств классом ниже, а то и двумя классами. Гораздо важнее источника качество самой фонограммы. Делайте умные выводы…..

6. Плоская настенная акустика.

Желание иметь акустику плоскую как и плоский телевизор понятно, но…Физику никто не отменял, и как бы Вам ни хотелось компактной акустики — габаритная всегда переиграет малогабаритную на слух. Это закон. Попытки сделать маленькие колонки со звуком больших ведутся постоянно  — но тщетно. Некоторые успехи есть, но поддержка сабвуфера им все равно необходима. И главное — акустика должна отстоять от стены — тогда она рисует сцену и дает виртуальный «объем» . Плоская настенная акустика даже при поддержке сабвуфера этого дать не сможет. И годится только для подзвучки, на тылы, создания фонового звука. Не более. Качественная акустика  всегда будет иметь большие габариты и вес. Это закон и тут ничего не поделать.

7. В любой комнате дорогая «крутая» техника даст хороший звук.  Абсолютная ЛОЖЬ! В акустически необработанном, неподготовленном помещении, даже самая дорогая и высококачественная техника может звучать хуже заурядного бум-бокса. Все Ваши деньги окажутся потраченными напрасно. Качественного звука Вы не услышите! Собственные резонансы помещения исказят звук до неузнаваемости. Собирая систему для музыки или кино с акустической подготовки помещения надо начинать! И экономия тут стоит намного дороже, чем Вам кажется — Вы просто не получите желаемого.

Заключение.

Если отбросить в сторону всякую мистику и суеверия, можно рекомендовать:

Акустику выбираем исходя, в первую очередь, из соответствия помещению — по ее мощности. А габариты — смотрите сами, что Вам важнее дизайн или звучание. Требования противоположные…Физика.

Усилитель выбирается по мощности равным или чуть менее, чем акустика. Запас мощности усилителя дело хорошее, но всегда есть опасность неосторожным поворотом ручки громкости «спалить» динамики.

Какой усилитель: транзисторный, ламповый — значения практически не имеет. Можно встретить удачный  транзисторный и плохой ламповый и наоборот. Дело не в том на чем выполнено усиление, а как оно реализовано.

Источник — читайте выше.

С точки зрения нашего опыта наиболее результативное решение — это гибридные усилители. С предварительным усилением на лампе и оконечным на транзисторах. Эта технология сочетает в себе плюсы обеих.

После стоит определиться с бюджетом, который Вы готовы потратить на систему. Существует определенный нижний предел, с которого начинается прилично звучащая техника, годящаяся не только для пьяной вечеринки, но и чтобы получать от музыки удовольствие.

И самое главное — акустику перед покупкой, особенно для джазовой, камерной музыки, классики, необходимо обязательно прослушивать, и в составе системы, которую Вы собираетесь купить. В нашем салоне для этого есть все условия. Записывайтесь на прослушивание, будем рады помочь с выбором.

Самый каверзный вопрос — о стоимости. Чудес не бывает, дешево сделать хорошую и мощную акустику невозможно. Для стандартной комнаты, 20-25 кв.метров можно считать отправной точкой 45-60 тыс.руб. за напольную пару. И это нижний предел.

Не стоит забывать и о правильной расстановке акустики для прослушивания стерео. На нашем сайте есть отдельная статья на эту тему.

Непростая тема — это акустика помещения, где устанавливается стерео система. Влияние этого фактора многие недооценивают, а напрасно. Гораздо полезнее сделать несколько бас-ловушек и установить на стены поглощающие панели, чем бесконечно менять компоненты и провода. Эффект от акустической коррекции помещения на порядок больше.

Собирая стерео систему с акустики комнаты надо начинать.

И последнее.

Если у вас нет возможности лично посетить  салон для прослушивания и вы сомневаетесь в верности своего выбора — мы предлагаем новую услугу, она совершенно бесплатна. Мы по вашей просьбе  проводим прослушивание у себя в салоне интересующих вас изделий на разном тестовом материале. И предоставляем вам полный отчет о нем. Чтобы вы могли окончательно убедиться в качестве выбранной техники.
Кроме того, по вашей просьбе мы запишем на диск подборку использованных нами  тестовых материалов , чтобы вы у себя дома, купив выбранную аппаратуру, смогли повторить наш тест и сравнить свои впечатления с нашими выводами.
Сделать заявку можно отправив письмо на нашу почту…
Отправить заявку:

  

X