Данная тема обросла столькими мифами, что перечислить их все невозможно. Но о некоторых все таки скажем.
Наибольшие искажения в тракт вносит именно акустика, стало быть к ее выбору надо подходить наиболее ответственно и экономия тут совсем неуместна. Именно от правильного выбора модели зависит результат.
Для начала о нескольких общих заблуждениях.
- Чем акустика дороже, тем она лучше.
Верно, но отчасти, до определенной цены качество растет, но далее это соотношение меняется в пользу роста только стоимости. Причина — эксклюзивная качественная отделка, примененные редкие и дорогие технологии (зачастую только с рекламной целью), небольшой объем производства. Раскрученность и узнаваемость бренда.. Просто бизнес, ничего лишнего. Желание производителя продать дорогой продукт. Точне…дороже определенной планки плохой акустики нет совсем.
Нам нередко звонят люди и спрашивают послушать акустику за миллион. Наверное ожидая чуда. А его нет и быть не может. Просто человек не понимает, что его водят за нос рекламные журналы и проспекты, «раскручивая» на дорогую покупку. Чуда не будет , не ждите…Все фантазии только у Вас в голове.
Акустика за миллионы может звучать также, как и стоимостью 150-300 тыс. Разве что будет в разы мощнее, да и то не всегда. И одна тонкость — дорогая акустика почти всегда больших габаритов и поэтому лучше рисует сцену и дает больший «объем». Звучит приятнее…Опять — дело только в физике,а не в цене..
2. От усилителя зависит сильно качество звучания.
Опять не все так просто. Дело не в усилителе, как таковом, а в его согласовании с импедансом акустики, и тем, как он ее демпфирует. Важно и соответствие по мощности. Акустика должна быть как минимум равна усилителю по этому параметру. Но тут есть один нюанс. Сейчас не существует единого стандарта измерения мощности, и посему нечистые на руку производители указывают ее без указания методики измерений. И обычно приводят в описании пиковую на частоте 1000 Герц. Без учета искажений. Так можно и в попугаях измерить..Отсюда и сотни Ватт для маленьких колонок. Подайте на них честную мощность, а не липовую, и их порвет.
Наибольший ток протекает в цепи сигнала именно на низких частотах. Поэтому честный производитель указывает мощность в диапазоне частот. Что и было раньше принято в СССР. А с принятием немецкого стандарта DIN 4500 стали вместо номинальной, при нормируемых искажениях, указывать максимальную (музыкальную) без учета их. Пример -Рижские колонки 35-АС стали именоваться S-90. Поменялся ГОСТ, не мощность… А сейчас повсеместно просто указывают допустимую мощность усилителя, что в общем правильно, но не отражает реальности.
С усилителями несколько иначе. Чтоб узнать истинную мощность, нужно просто его потребляемую (этот параметр указывают честно) разделить пополам, если усилитель двухканальный, и еще пополам, если это усилитель класса АВ — это КПД усилителя. Вот Вам максимальная честная мощность. От приведенной в описании она может отличаться и в десять раз.
Обращайте внимание на вес усилителя — легкий по определению мощным быть не может. Кроме D класса. Тяжелый усилитель это мощный блок питания и значит есть запас по току.
Однако и гнаться за излишней мощностью не стоит, если только Вам не стадион озвучивать. Работая в комнате в режиме малой мощности мощный усилитель даст большие искажения, чем при работе с номинальной мощностью, да и уровень шумов с мощным усилителем будет выше. Запас мощности нужен, но разумный.
Разница в звучании разных усилителей с одной парой акустики объясняется не звуком «усилителя» а тем, что каждый усилитель по разному демпфирует акустику и обладает разным выходным сопротивлением, и соответственно по разному согласуется с конкретной акустикой. Тут ничего не поделать — усилитель нужно просто подбирать на слух. И подбирается именно усилитель к конкретной модели акустики и ни в коем случае не наоборот. Но этот нюанс для самых придирчивых. Достаточно соответствия по мощности и импедансу.
И нам искренне жаль тех любителей музыки, которые промахнувшись с выбором акустики пытаются подбором усилителя получить «звук» ..Намного проще прикупить эквалайзер, и устранить искажения АЧХ, подстроить звучание под свою комнату и слух.
Отдельно следует упомянуть про однотактные усилители. Они действительно обладают большей прозрачностью и натуральностью передачи звука. И особенно применимы на джазе, камерном материале, вокале, так как обладают невысокой мощностью и требуют чувствительной акустики. И дело тут в отсутствии перехода через ноль. Ток через усилительный элемент однотактного усилителя течет постоянно. В двухтактном — поочередно, пол периода один элемент, пол периода другой. Вот этот переход и дает некоторую жесткость и резкость, впрочем, это замечают далеко не все. Поэтому выбор усилителя вполне допустимо провести по его внешним данным. Оставим сказки сказочникам…
Однако подбор усилителя может потребоваться под конкретную пару акустики только в стерео. Для домашнего кинотеатра, где 80% информации человек получает зрительно и только 20% слухом, это совершенно не важно. Только одно правило необходимо соблюсти — правильно подобрать A|V ресивер по мощности. Все. Результат будет великолепным в 100% случаев.
Подбор «правильных проводов» вообще за гранью реальности и есть самое обыкновенное шарлатанство, не имеющее ничего общего ни с физикой ни с радиотехникой. Ну разве только кому деньги девать некуда.
Провода берутся обыкновенные медные многожильные, сечение на фронт 2.5 — 4 квадрата, на тылы 1.5 — 2 квадрата. Для стерео до 6 квадратов. Больше не имеет смысла. Применение серебра ничего не дает, кроме удорожания. Серебрение в радиотехнике применяется на частотах в мегагерцы и выше, а для звукового диапазона это совершенно лишнее. Можно добавить для неверующих — повсеместное применение золочения разъемов это чисто декоративная вещь, оно не тускнеет как серебро, хоть у серебра проводимость больше золота…Все промышленные приборы имеют посеребряные разъемы. Кто работал на радиозаводе — помнит. И медь сейчас вся бескислородная, другой попросту нет.
3. Для небольшой комнаты нужна полочная акустика, а не напольная.
Полочная акустика всегда будет меньшей мощности аналогичной напольной, и соответственно способна раскачать меньший объем помещения. Звучать конечно она будет и неплохо, но глубины, драйва, объема звуковой сцены от полочников получить нельзя. Полочники — это мониторы ближнего поля, и всегда компромисс. И это объясняется чисто физическими законами. Акустика должна быть большого объема и, чем больше, тем натуральнее и естественнее она будет звучать. Ну и мощностью могут похвастаться только большие колонки. Маленьких и мощных не бывает. Другое дело, что крупная акустика всегда дорогая, ведь дешево хороший и большой корпус не сделать.
Есть и исключение. Возможно применение пары полочников и в просторной комнате, но с поддержкой сабвуфера. Единственный момент, который необходимо учесть — сложность настройки трифоника.
4. Провода могут радикально улучшить звук.
Самый распространенный миф. Нельзя улучшить звук. Задача проводов только передать сигнал и все. И выбирать их нужно чисто по практическим соображениям. Всякий бред на «форумах» — вне обсуждения и за гранью реальности…
5. Нужно подбирать к акустике с усилителем и источник.
Еще одна величайшая глупость вроде анекдота про ластик для первого класса. Источник должен быть просто качественным и соответствовать уровню всего остального. Для сильно сомневающихся приведу такой факт: По Госту СССР в аппаратуре высшего класса допускалось, и неспроста, применение магнитофонных или электро-проигрывающих устройств классом ниже, а то и двумя классами. Гораздо важнее источника качество самой фонограммы. Делайте умные выводы…..
6. Плоская настенная акустика.
Желание иметь акустику плоскую как и плоский телевизор понятно, но…Физику никто не отменял, и как бы Вам ни хотелось компактной акустики — габаритная всегда переиграет малогабаритную на слух. Это закон. Попытки сделать маленькие колонки со звуком больших ведутся постоянно — но тщетно. Некоторые успехи есть, но поддержка сабвуфера им все равно необходима. И главное — акустика должна отстоять от стены — тогда она рисует сцену и дает виртуальный «объем» . Плоская настенная акустика даже при поддержке сабвуфера этого дать не сможет. И годится только для подзвучки, на тылы, создания фонового звука. Не более. Качественная акустика всегда будет иметь большие габариты и вес. Это закон и тут ничего не поделать.
Акустика встраиваемая в стену применяется в кинотеатрах, и при формате звука 5.1 дает объемный эффект. К стерео это отношения не имеет. Там другие принципы и метод получения объемного эффекта.
7. В любой комнате дорогая «крутая» техника даст хороший звук. Увы НЕТ! В акустически необработанном, неподготовленном помещении, даже самая дорогая и высококачественная техника может звучать не лучше заурядного бум-бокса. Все Ваши деньги окажутся потраченными напрасно. Качественного звука Вы не услышите! Собственные резонансы помещения исказят звук до неузнаваемости. Собирая систему для музыки или кино с акустической подготовки помещения надо начинать! И экономия тут стоит намного дороже, чем Вам кажется — Вы просто не получите желаемого.
Самый каверзный вопрос — о стоимости. Чудес не бывает, дешево сделать хорошую и мощную акустику невозможно. Для стандартной комнаты, 20-25 кв.метров можно считать отправной точкой 45-60 тыс.руб. за напольную пару. И это нижний предел. Дело в том, что чем акустика дешевле, тем сильнее она красит и искажает звук.
Непростая тема — это акустика помещения, где устанавливается стерео система. Влияние этого фактора многие недооценивают, а напрасно. Гораздо полезнее сделать несколько бас-ловушек и установить на стены поглощающие панели, чем бесконечно менять компоненты и провода. Эффект от акустической коррекции помещения на порядок больше. Дело в том, что только 20% звука это прямой, а 80% отраженный.
Собирая стерео систему с акустики комнаты надо начинать.