Hi-Fi техника и домашние кинотеатры

Тест лампового усилителя Opera Audio Consonance Cyber-100 15th Anniversary: удачное посвящение

Честный классический ламповик, без каких-либо дополнительных «опций» и наворотов. Только усилитель, ничего больше. Но цельный по характеру усилитель, «самостоятельный», если можно так сказать.

Когда мне предложили на тест этот аппарат, я очень сильно задумался. Опыт общения с ламповой техникой у меня большой, но о ламповиках китайских производителей, попадавшихся мне лет 10-12 назад сложилось просто ужасное впечатление, практически вне зависимости от производителя. Несуразным было все, начиная от невыговариваемых названий и аляповатых корпусов и заканчивая тем, что в одних и тех же аппаратах можно было встретить полную мешанину по комплектующим, непонятные моточные, и как результат — перекошенный и окрашенный звук. Правда, Opera Audio Consonance не оставили в том прошлом такого следа, но, может быть, только потому, что они мне просто не попадались, хотя уже тогда это был достаточно крупный производитель.

Время идет; компания вполне себе существует и развивается, свое китайское происхождение никак не скрывает, под европейский бренд не маскируется. Да и техника эта продается в самых разных странах, и даже там, где слушатель не беден и разборчив. Кроме Азии, у фирмы есть дистрибуция в ряде стран Европы, Канаде, Австралии, ну и в России соответственно. И я подумал, что взяться за тест все-таки стоит, хотя бы для того, чтобы составить личное представление. Ну а если усилитель оказался бы плох — всегда ведь можно снять его с дистанции и дисквалифицировать. Но этого делать не пришлось…

Система, в которой проходило тестирование Opera Audio Consonance Cyber-100 15th Anniversary. На общем фоне усилитель не выделяется громоздкими размерами или вычурной внешностью

Opera Audio Consonance выпускает достаточно много различного железа: линейки ламповых и транзисторных усилителей, фонокорректоры, цифровые источники и проигрыватели виниловых дисков. На первый взгляд модельный ряд и обширен, и размыт одновременно, но аналогичную картину можно наблюдать у многих китайских производителей. Так что на этом зацикливаться не будем. Ламповую технику компания делает давно (основана фирма в 1994 году). И пожалуй, нет ничего удивительного, что к 15-летию успешной линейки ламповиков серии M100 было принято решение выпустить юбилейную версию. Интересно, что это усилитель не старшей категории (такие у производителя есть), а попадает аппарат примерно в середину модельного ряда среди интегрированных усилителей.

Пропорции неплохи, да и весь аппарат в целом нарисован аккуратно, но не скучно

При первом внешнем осмотре усилитель оставляет скорее приятное впечатление. Внешность достаточно лаконична, может быть, из общей картины несколько выбиваются деревянные накладки на кожухе, закрывающем трансформаторы, но это многолетний элемент фирменного стиля производителя. Сделано здесь все аккуратно, деревянные панели обработаны качественно, ничего не торчит, и даже при ближайшем рассмотрении предметной критики не получится. В целом же усилитель нарисован скорее красиво.

Например, защитный кожух для ламп. Часто эту деталь конструкции хочется снять и убрать подальше раз и навсегда, но в данном конкретном случае кожух и придуман достаточно изящным, и сделан качественно. Свою функцию он также выполняет в полной мере и никакого отторжения не вызывает, скорее наоборот. В остальном по внешности нет ничего непривычного. Пропорции неплохи, использованные материалы тоже приличные, даже ручки регулятора громкости и селектора входов металлические, а не пластиковые. Окраска, сборка, подгонка деталей показывают вполне уверенный промышленно-серийный уровень. Например, мне попадались некоторые американские усилители, куда более дорогие и именитые, но с корпусами, собранными заметно более гаражно и брутально.

Переключатель входов и индикация

Весь функционал усилителя становится понятным буквально за пару минут беглого осмотра. Входы только линейные небалансные, всего их пять. Встроенных «цифры» и фонокорректора, к счастью, не обнаруживается. Выхода на наушники тоже нет. Переключать входы можно или при помощи поворотного селектора, или с пульта, идущего в комплекте с аппаратом. Регулировка громкости тоже доступна с пульта или непосредственно при помощи привычной поворотной ручки. Индикация у усилителя умеренно-яркая и лаконичная — каждый из пяти имеющихся светодиодов указывает на то, какой вход активен. И это вся индикация, больше ничего не предусмотрено. Выходы — только на акустику, никаких петель на запись или разрывов пред/мощник. Акустические выходы сделаны по часто встречающемуся у ламповиков с трансформаторами на выходе принципу — есть отдельные клеммы на 4 и 8 Ом. Выключатель питания расположен слева на боковой панели аппарата, и с пульта он уже не управляется. Вот, собственно, и весь доступный пользователю функционал. Да, стоит заметить, что ручной регулировки токов покоя выходных ламп у усилителя нет — этот процесс происходит посредством саморегулировки. Переключение режимов тоже отсутствует — усилитель работает только в пентодном режиме. Пуш-пулльный усилитель в классе А (по утверждению производителя), но вот чистый ли это класс А или «с циферкой» — вопрос остается открытым.

Комбинация ламп для подобной схемы и мощности выглядит вполне нормальной — по паре KT88 на канал на выходе, 12BH7 и одна ECC83 во входном каскаде, и в качестве общего дополнения схемы — пара кенотронов 5AR4. Пожалуй, в сумме неплохо. Все лапы российского производства, но не одного производителя: KT88 с маркировкой Mullard, 12BH7 — Electro-Harmonix, а кенотроны — Sovtek. По типам лампы все вполне ходовые и при желании найти вариантов для замены можно множество, в том числе и подобрать лампы на свой слух и вкус.

Моторизованный регулятор громкости. «Точка» слева — ИК-приемник

Дальше заглянем внутрь. Целиком усилитель я разбирать не стал — это не столько трудоемко, сколько, вероятно, привело бы к появлению лишних царапин, поэтому я ограничился снятием нижней крышки. К тому же и без вскрытия догадаться не проблема, что скрывается под кожухом с деревянными накладками (да и в сети картинки подсмотреть). Там расположены пара выходных трансформаторов и посередке между ними тороидальный силовой трансформатор. А вот дроссель, использующийся в схеме, оказался внутри под нижней крышкой аппарата. По утверждению производителя, моточные изделия свои собственные, а для этого аппарата они еще и разрабатывались специально, а не просто были взяты от какой-то другой модели.

Заглянув внутрь, ничего плохого я не увидел. Монтаж, конечно, не навесной, а использованные платы просто обычные, добротные. По комплектующим — не сверхдорогой аудиофильский шик, конечно (а кто его здесь ожидал увидеть?), но и мусорного невесть чего здесь нет. Сборка и монтаж вполне аккуратные.

Что с защитным кожухом, что без него — внешность у Opera Audio Consonance Cyber-100 15th Anniversary одинаково аккуратная

В целом по конструкции и реализации аппарат оставляет неплохое впечатление. Дальше — только слушать. Ко времени теста, к счастью, усилитель был уже не только что из коробки: некоторое время он поработал, и лампы в какой-то мере уже пришли в чувство. Первое впечатление, кстати, оказалось сразу лучше ожидаемого. Когда я приехал на тест, аппарат грелся, но в составе другой системы и с акустикой, которую можно было бы счесть заведомо слишком сложной нагрузкой (с недавно побывавшими на тесте Quadral Aurum Vulkan 9). Однако играло неожиданно неплохо. Но для основного тестирования решили все-таки использовать другую акустику. В качестве тестовой системы к усилителю досталась уже изученная в прошлом акустика Aurum Cantus Melody M-102SE и плеер YBA в качестве источника. Он тоже участвовал в нескольких тестах, поэтому незнакомой величиной не стал, а всю систему можно считать вполне наглядной для наших задач.

Прослушивание я начал с альбома Nicki Parrott ‎and Ken Peplowski «Like a Lover». Звук умеренно теплый, с некоторой долей «винтажного» окраса. При этом много воздуха и очень неплохо раскладывающаяся в пространстве сцена, со вполне точной и хорошо эшелонированной проработкой образов. И я не скажу, что образы перераздуты — нет, все в пределах нормы. Бас бархатисто-смягченный, но в то же время хлесткий и не расхлябанный — с точки зрения контроля акустики я проблемных проявлений не отследил. Серединка тоже умеренно-теплая и, может быть, самую малость приподнятая, но не раздутая до неприличия и не сильно приукрашенная. Впрочем, тут еще можно сделать поправку на звук и стиль записи Venus Records. Верхние частоты не острые, тоже чуть теплые по ощущению, не светлые и не чрезмерно яркие. В целом, даже учитывая запись, в характере звучания нет той подчеркнутой китайской «колокольчиковой» яркости, которую я помню по прошлому опыту и которую я откровенно боялся услышать.

Лампы. Непонятно почему, но на корпусе промаркирована только ECC83

Детальность на хорошем уровне, даже лучше, чем я ожидал. Послезвучия чуть маскируются, но не съедаются целиком. Да и явного силового акцентирования на основных нотах я не услышал. В целом все достаточно «лампово», но сбалансированно. Сама по себе ламповая природа здесь совершенно очевидно слышна, но я не скажу, что это плохо. За некоторое время до этого теста я был в гостях у одного своего знакомого, у него приличная коллекция прекрасно восстановленных аппаратов — от Fisher, Leak и HH Scott до старых ламповых Luxman, Denon и Marantz. Вот примерно с этой «ламповостью» можно проводить сравнения, а не с современными «навороченными» моноблоками на каких-нибудь 211х, или тем более 833х лампах. И конечно, это не тот ламповый звук, что, например, у Wavac, Lamm или BAT. Но и к встречавшимся мне в прошлом китайским изделиям услышанное никакого заметного отношения не имеет. Да, у звука, повторюсь, слышна ламповая природа, и ее никто никуда не прячет (есть немножко окраски и теплоты, есть бархатистость), но в целом это все звучит достаточно «породисто». По-своему звук сбалансирован, у него есть очевидный характер.

Еще интересна эмоциональность усилителя, да и всего сложившегося тракта. Конечно, подача в целом скорее эмоциональная, чем аналитичная. Но эмоции доносятся до слушателя точно, аккуратно, деликатно и бережно, без того напора, который в самом начале может вызвать восторг, а потом раздражение и усталость от звука и от музыки. Хотя эффект слегка усиленного вовлечения есть, но, забегая вперед, скажу, что мне он не мешал на протяжении всего теста, хотя я сам совершенно точно люблю звук именно аналитичный, а не подчеркнуто эмоциональный.

Пара кенотронов 5AR4

Следующая запись — The Oscar Peterson Trio + The Singers Unlimited. Очень хорошо получился эффект заполнения звукового поля, сцены, объема. Запись сама по себе атмосферная, с заметным ощущением погружения. Звук легкий, подвижный, слегка теплый, но не подчеркнуто светлый. По градации светлый/темный он, вероятно, ближе к нейтральному. Динамики и детальности для этого альбома хватило вполне. Эмоциональная атмосфера передается без явной раздутости, без вязкости или навязчивости. Совсем-совсем тихо мне слушать не хотелось, но замечу, что даже на небольшой громкости значимого уплощения или упрощения звука заметно не было, а если громкость прибавить даже немного выше среднего, система не начнет кричать и комкать музыку. Звук останется стройным, с должной разборчивостью и большой, подробной, но умеренной воздушной сценой. Зная специфику и свои личные взаимоотношения с этой записью, скажу, что, с одной стороны, в процессе прослушивания не потянуло в сон, а с другой, звук не создал перегрузки эмоциями, при которой захотелось бы сменить запись. Этот результат меня вполне устроил, как говорящий скорее в пользу более-менее нейтрального и аккуратного звучания в целом.

Задняя панель Opera Audio Consonance Cyber-100 15th Anniversary — здесь все предельно просто и понятно

Меняем жанр. Альбом Hairy Bones. Здесь звук получился даже скорее темным, что логично соотносится с записью. Динамика оказалась лучше, чем я ожидал. Стилистика самого альбома сочетает привычные для многих записей авангардного джаза черты, но плюс к этому есть какая-то доля грязноватой, «расшатанной» окраски. Однако нагромождения из нескольких духовых партий, звучащих одновременно, неплохо читаются: детальности хватает, и больше заметна не окраска тракта, а окраска, заложенная при записи альбома. При этом нет явного перекоса в качестве подачи между сложными скомканными фрагментами и фрагментами с малой насыщенностью. И каши нет, и нет «любования», будто бы под увеличительным стеклом, отдельными звуками и призвуками. Конечно, из самой записи можно извлечь еще больше деталей, но для лампового усилителя и всей системы в целом суммарный результат хорош. Разве вот только ощущения воздуха хотелось бы более выраженного. А то получается, что объем есть, образы и планы читаются, но они как бы в пространстве с разреженным воздухом.

А так усилитель выглядит изнутри. Все достаточно аккуратно

Еще один диск — Toshinori Kondo «Kobe». Жанр отчасти близок к предыдущему, только сам материал для тракта сложнее по потенциальной возможности получить резко звенящую или, наоборот, мягкую и мутную кашу вместо музыки. На деле прозрачность оказалась неплохой. Может быть, здесь уже некоторая смягченность и не идет на пользу, но каши любого вида нет, и восприятие альбома не приобретает незнакомые оттенки. Да и с басом все неплохо — его много, причем приличного качества. И на сложных перенасыщенных фрагментах записи не ощущается скомканности, только легкое чувство затепленности. Объем и заполненность пространства очень ощутимы. Так что в целом все вполне сбалансированно, а также неплохо по формальным критериям. И по-честному лампово, в хорошем смысле слова.

Дальше интересно пронаблюдать, а как же система справится с записями произведений Максима Березовского. Я бы сказал, что система обошлась с музыкой аккуратно. Местами, быть может, не хватало микронюансов и деталей, или иногда казалось, что на фоне струнных и клавесина чуть теряются остальные инструменты, но атмосфера и эмоции переданы неплохо, без перекосов. Многоголосные партии не потеряли своей стройности в целом, разве что иногда сцена казалась слишком большой, но чуть более смягченной, чем нужно.

Такой пульт управления, как видно по набору кнопок, может управлять сразу несколькими устройствами производителя, более того, в процессе выяснилось, что плеер YBA тоже слушается этот пульт. Один только момент вызвал недоумение — почему пульт черный?

Ну и под конец теста — запись Первой симфонии Густава Малера. Что-что, а масштаб есть, сцена достаточно правильная, только не очень воздушная. Тихие звуки слышны, да и динамика неплоха. Тембрально, пожалуй, почти честная картинка, с поправкой на аккуратно и равномерно распределенную легкую ламповую теплоту. Без выпяченной середины, без заваленных верхов, здесь все правильно. На сложных фрагментах иногда теряется стройность, но каши нет. Пожалуй, от лампового аппарата подобного класса я бы и не стал ожидать большего — то, что есть, уже очень неплохо.

Выводы

Честный классический ламповик, без каких-либо дополнительных «опций» и наворотов. Только усилитель, ничего больше. Но цельный по характеру усилитель, «самостоятельный», если можно так сказать. Аппарат, как мне показалось, скорее ближе к японскому винтажному ламповому звуку, чем, например, к винтажному ламповому американскому или английскому (хотя это очень уж усредненные понятия). Но вот чего точно нет — того ужасного окраса и перекосов, о которых я говорил, вспоминая свой давний опыт общения с китайскими ламповыми усилителями. Нет задранных верхов с верхней серединой — звук прилично сбалансирован, в том числе и для благовоспитанного европейского уха. Даже по дизайну удалось сделать вполне пристойный аппарат, с одной стороны, поддерживающий фирменный стиль, с другой — с не вычурной, не кричащей внешностью.

В плане жанров, если провести перекрестное сравнение всех прослушанных записей (и еще нескольких, не вошедших в основной тест), предположу, что усилитель практически всеяден, и на самом разном материале выдает примерно одинаковый характер. Даже классическую музыку или металл (про просто рок разных жанров можно и не говорить) в хорошо собранной системе можно слушать без отторжения. Хотя, конечно, слышимую ламповую природу нужно иметь в виду, думая об этом аппарате.

Перейти в товар: Opera Audio Consonance Cyber-100 15th Anniversary

Музыкальный материал:

Brotzmann / Kondo / Pupillo / Lilssen-Love — Hairy Bones / Okkadisk OD 12076 / Stereo

Mahler — Symphonie №1 — Klaus Tennstedt, Chicago Symphony Orchestra / EMI — Esoteric ESSE90068 / Stereo SACD

Maxim Berezovsky — Secular Music — Pratum Integrum Orchestra / Caro Mitis CM 0022003 / Stereo

Nicki Parrott ‎and Ken Peplowski — Like a Lover / Venus Records VHCD-1050 / Stereo

The Oscar Peterson Trio + The singers Unlimited / MPS/Univesal UCCU-9665 / Stereo

Toshinori Kondo — Kobe 17.01.95 / Primitive-001 / Stereo

Паспортные данные:

Тип: полный ламповый усилитель, пуш-пулльный, в классе А

Выходная мощность: 35 Вт

ООС: -6 дБ

Входная чувствительность: 220 мВ

Входной импеданс: 100 кОм

Выходной импеданс: 4/8 Ом

Соотношение сигнал/шум: ≥ 90 дБ

Частотный диапазон: 6 Гц — 50 кГц (по -3 дБ, на 10 Ваттах)

Используемые лампы: KT88/6550 x 4, ECC83 x 1, 12BH7 x 2, 5AR4 x 2

Входы, 5х линейные-стерео, небалансные

Пульт ДУ: есть

Размеры: (ШхГхВ): 430х380х190 мм

Вес: 25 кг (в упаковке)

Hi-Fi салон Cinemascop
Добавить комментарий